Знания
Таким сотрудникам будут интересны:
- возможности и выделенное время для повышения профессионального уровня, квалификации, участие в тренингах, электронных курсах и т. д.;
- работа в сильной команде, где есть возможность обучаться на примере коллег;
- участие в рейтинге экспертов, возможность быть признанным лучшим специалистом;
- возможность сфокусироваться на каком-либо предмете достаточно глубоко, чтобы стать экспертом по нему;
- выполнение сложных заданий, где нужно разобраться, придумать способ решения ситуации.
Для удаленных сотрудников здесь будут актуальны:
- существование базы знаний и доступ к ней, возможность вносить в нее собственный вклад;
- возможность получить консультацию у наставника или более опытного коллеги;
- возможность самому быть таким наставником для менее опытных коллег;
- система дистанционного обучения, в которой доступны актуальные курсы;- участие в рейтингах и соревнованиях как внутри компании, так и за ее пределами.
В большинстве крупных компаний существуют системы дистанционного обучения. Доступ к онлайн-курсам позволяет сотрудникам получать нужную информацию, где бы они ни находились.
В Skyeng большинство программ корпоративного университета проходят в режиме онлайн. В дополнение к этому у каждого сотрудника есть «План индивидуального развития», составлять который помогает внешний коуч. Такая помощь очень актуальна, чтобы план не получился формальным. В него могут быть включены как внешние, так и внутренние программы, а также работа с экспертами компании по необходимому направлению. Например, если нужно развить навыки работы в Tableau или Power BI, сотрудник Skyeng может пройти
внешний курс, а в дополнение к этому записаться на три личные часовые встречи с топовыми аналитиками компании, а также выполнить тестовое задание и сдать внутренний экзамен одному из них.
Творчество
Сотрудников с данным мотиватором привлекают возможности для реализации своих творческих способностей, работа с новыми продуктами, создание и внедрение инноваций, возможность самостоятельно решать, как выполнять задачи. Такой сотрудник будет лучшим помощником менеджера в той ситуации, где и сам менеджер не знает правильного решения.
Для удаленных сотрудников здесь будут актуальны:
- участие в проектах по запуску новых продуктов на территории, где работает сотрудник;
- любые творческие активности, где сотрудник сам может придумать способ их проведения;
- подготовка и проведение командообразующих мероприятий для команды.
В Skyeng ежеквартально делается оценка результатов работы сотрудников. Интересно, что эта оценка происходит на основе обещаний и обязательств, взятых на себя самими сотрудниками. Вита Барышникова комментирует: «Мы работаем в формате не задач, которые ставятся сверху, а обещаний. Мы верим в то, что человек на своем уровне гораздо лучше понимает, что нужно делать. Поэтому обычно примерно 70% задач каждый человек себе ставит сам (и это, как правило, более важные 150 ДИСТАНЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ и нужные задачи, чем те, которые поступают сверху), а остальные 20‒30% ему дает руководитель».
Таким образом, у сотрудников есть возможность проанализировать свою работу и привнести в нее что-то новое, взяв на себя соответствующее обязательство.
Принадлежность
Людям с этим мотиватором важно принадлежать к сообществу, коллективу, разделять ценности его членов, ощущать поддержку и чувство локтя. Для таких сотрудников будут особенно важны:
- понимание целей, актуальных для команды, и сопричастность к ним;
- командные цели и бонусы, подчеркивающие общие усилия;
- качество взаимодействия с коллегами, приятный эмоциональный климат в команде;
- возможности для социального обучения, обмена опытом;
- отсутствие серьезных конфликтов с руководством.
Для удаленных сотрудников здесь будут актуальны:
- командообразующие мероприятия, как очные, так и дистанционные;
- трансляция миссии, целей, ценностей команды, следование им;
- командные бонусы;
- ИТ-инфраструктура, позволяющая комфортно взаимодействовать с коллегами, обмениваться информацией, создавать банк знаний;
- наличие канала для неформальных коммуникаций в команде (поздравление с днем рождения, обмен новостями, впечатлениями из отпуска и т. д.);
- наличие канала коммуникации, в котором можно поделиться с коллегами технической проблемой, обсудить ее, получить рекомендацию от экспертов.
При успешном прохождении испытательного срока программист в Skyeng получает корпоративную толстовку, надпись на которой можно придумать самостоятельно. Например, такую: «А у меня все работает!»
Для того, чтобы усилить чувство локтя, важно периодически работать вместе. Поэтому команды разработчиков, находящиеся в разных странах, иногда собираются на спринты в одной из этих стран, например в Грузии, где для такой работы на две недели арендуется большая квартира или дом.
Независимость
Настоящее мастерство менеджера при управлении независимыми людьми заключается в том, чтобы предоставлять им мотивы для работы, не теряя контроля над ними. Для таких сотрудников важно обладать собственной зоной ответственности. При этом они должны быть готовы принять полную ответственность за эту зону. Их будут мотивировать: z высокий уровень доверия руководства; z контроль только по результатам работы — без обсуждения деталей, методов и шагов; z свобода при управлении работой, ее методами, скоростью выполнения и т. д.; z поручение им ответственных задач или поддержки важных для компании процессов; z делегирующий стиль руководства. Для удаленных сотрудников, помимо общих мотиваторов, здесь будут актуальны: 152 ДИСТАНЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ z возможность самостоятельно расставлять приоритеты и планировать свое время; z видимая независимость — когда менеджер благодаря ИТ-системе, заполнению контрольных списков или выстроенной системе работы может оценивать действия и эффективность сотрудника без необходимости составления им отчетов или дополнительных контрольных мероприятий. Отметим, что даже в случае работы с самостоятельным и независимым удаленным сотрудником менеджер должен поддерживать приемлемый уровень обратной связи. Независимость, как правило, является важным мотиватором для удаленного сотрудника, и задача менеджера — дать ему эту независимость. В то же время важно очертить ее границы, определить зоны, где сотрудник действует сам, а где должен вовлекать руководителя. В компании Skyeng сотрудник может сам планировать свои задачи, но каждому работнику нужно быть на связи с 12:00 до 16:00 по московскому времени. Это необходимо, чтобы провести совещания, интервью, решить какие-то срочные вопросы с руководителем. В остальные часы сотрудники могут сами распределять свое время. Если говорить про преподавателей, то в Skyeng они могут сами управлять своими уроками, то есть они могут перенести или отменить занятие, попросить себе замену, управляя таким образом собственным временным ресурсом. Защищенность Люди с потребностью в защищенности любят работать в рамках хорошо выстроенной структуры, в ситуациях, ГЛАВА 8 153 когда четко определены ориентиры. Они будут вознаграждены: z точными инструкциями, ясно выражающими, что требуется; z позитивными отзывами о работе, которые дадут им чувство безопасности и уверенности в будущем; z правом на ошибку — гуманной реакцией руководства на неправильные действия; z расширенной программой ДМС и других льгот в компании; z высокой оценкой, которая дается организацией длительному стажу работы и лояльности; z малым количеством или отсутствием изменений в организации, а также в рабочих процессах и процедурах; z пониманием своих карьерных перспектив или возможностью продолжать занимать свою позицию продолжительное время; z положительным эмоциональным климатом в коллективе. Для удаленных сотрудников здесь будут актуальны: z понятные краткосрочные цели и частая обратная связь от менеджера; z качественное администрирование программ льгот в компании; z наличие контакта с руководителем и возможность быстрого доступа для обсуждения сложных вопросов; z детальное объяснение новых процессов и процедур в случае внедрения изменений в компании. Факторы, влияющие на ощущение защищенности у сотрудника, относительно сложно регулировать: их можно добавить, но нельзя забрать у сотрудника, не вызвав демотивацию. Поэтому рекомендуется добавлять их 154 ДИСТАНЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ постепенно, в тех случаях, когда сотрудник этого заслуживает, а также обсуждать с сотрудником возможности для получения этих факторов, например: «Для получения постоянного контракта надо…», «ДМС у нас получают сотрудники, которые…». Один из важных факторов, влияющих на эту мотивацию, — положительный эмоциональный климат в коллективе и позитивные отношения с руководителем. Задача менеджера — поддерживать такой климат и контролировать уровень собственной теплоты в отношениях с сотрудниками. В компании Skyeng большое внимание уделяют тому, чтобы удаленные сотрудники чувствовали свою защищенность и четко понимали, что они такие же обычные работники, просто работают в дистанционном формате. Поэтому с сотрудниками бэк-офиса в основном заключаются обычные трудовые договоры. Что касается программ ДМС, то у Skyeng есть договоренность со страховыми компаниями, по которой сотрудники могут за свой счет приобрести страховку по очень привлекательной цене. Если говорить про преподавателей Skyeng, то у них основной мотивирующий фактор — расписание занятий на несколько недель вперед. Вита Барышникова отмечает, что «когда они работают просто репетиторами, у них очень нестабильное расписание, соответственно, очень нестабильный заработок, и, если у них есть постоянное понимание своей нагрузки и высокая степень загрузки (хотя бы на 70‒80% в течение недели), им это дает определенную уверенность». Признание Для многих людей характерно желание сделать свою работу хорошо для того, чтобы получить высокую оценку ГЛАВА 8 155 от руководителя и коллег. В работе с такими сотрудниками будут уместны: z похвала и признание усилий, даже тогда, когда результаты можно и улучшить; z призы и дипломы, включение в рассылку о лучших проектах; z артефакты и символы, памятные награды от руководства; z рейтинги, включение в топ-списки. Для удаленных сотрудников здесь будут актуальны: z частая позитивная обратная связь («Я вижу, что ты стараешься»); z эмоциональный контакт с руководителем; z возможность участия в рейтингах, конкурсах проектов и т. д.; z максимально возможная публичность (учитывая некоторую изоляцию дистанционного сотрудника) для награждений или просто позитивной обратной связи. У преподавателей Skyeng в личном кабинете есть статистика по всем ученикам: сколько уроков посетил ученик, с какой интенсивностью занимается, динамика его успехов (на основе тестов и контрольных заданий). Таким образом, если ученик начинает заниматься интенсивнее и демонстрирует прогресс в своих знаниях, то преподаватель видит, что ученику нравится заниматься. Это индикатор признания не просто от компании, но и от учеников. Рекомендации по применению карты мотиваторов при работе с сотрудниками 1. Познакомьтесь с факторами, влияющими на вашу личную мотивацию, используя тест, приложенный 156 ДИСТАНЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ к книге. На других людей мы смотрим всегда через призму собственного понимания мотиваторов. Если какой-либо мотиватор характерен для менеджера, то он, возможно, будет активно использовать его для работы с другими людьми, не предполагая, что этот мотиватор не является для них значимым. 2. Постарайтесь найти индикаторы мотивирующих факторов у каждого сотрудника. Даже без использования теста вы сможете увидеть и классифицировать их мотивирующие потребности, проанализировав общение с ними, их просьбы, предпочитаемый способ взаимодействия и т.д. 3. При работе с сотрудниками используйте их ведущие мотиваторы, но не ограничивайтесь только ими. Использование как можно большего количества мотиваторов позволит вам создать высоко вовлеченную и мотивированную команду. Проанализируйте: 1. Как бы вы оценили уровень «подталкивающей» мотивации, который вы используете при работе с удаленными сотрудниками: а) недостаточный, б) достаточный, в) избыточный? 2. Можете ли вы отказаться от каких-либо видов контроля или ограничений? 3. Если это необходимо, то какие методы вы можете применить, чтобы усилить «подталкивающую» мотивацию? 4. Какие приемы «вытягивающей» мотивации вы используете? 5. Какие методы можно применить, для того чтобы усилить «вытягивающую» мотивацию?